Рукопись, найденная в Госдуме: о чем мечтали российские либералы — МК

Бывает, и нередко, что яркой сенсационной оберткой новости прикрыта звенящая пустота. Шум из ничего. А бывает все наоборот: невзрачная обложка, за которой скрывается бездна смыслов, обильнейшая пища для ума. Вот наглядный пример последней категории: Совет Госдумы принял на днях решение «вернуть инициатору» проект закона «О внесении изменений и дополнений в УК РФ», внесенный в далеком 2001 году.

Фото: Геннадий Черкасов

На первый взгляд — скука смертная. Что может быть более унылого, чем история законопроекта, пролежавшего без движения более 20 лет? И в момент рождения он был, думается, мало кому интересен, — иначе бы у него была другая судьба, — а сегодня и вовсе предстает, говоря словами поэта Маяковского, окаменевшим «г». В Думе, кстати, давно идет кампания по очистке тамошних «авгиевых конюшен», от залежавшихся, «зависших» законопроектов, под которую, по всей видимости, попал и этот документ.

Но стоит присмотреться — и картина меняется. Отнестись к проекту как к отходам законодательного производства не позволяет, во-первых, его тема, ничуть не утратившая за 22 года своей актуальности. Актуальность, напротив, только выросла. Авторы предлагали закрепить действовавший с 1997 года мораторий на смертную казнь поправками в Уголовный кодекс — исключить из УК этот вид наказания, заменив его в соответствующих статьях пожизненным лишением свободы.

«Подписав в 1997 году Протокол № 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни в мирное время, РФ заявила о стремлении отказаться в будущем от данного вида наказания, — говорилось в пояснительной записке к законопроекту. — Отмена смертной казни будет целиком соответствовать изложенным в Конституции Российской Федерации принципом гуманизма, демократии и права, кроме того направлена на реализацию главного естественного права человека — права на жизнь».

Второе — список авторов: Борис Немцов, Егор Гайдар, Сергей Юшенков, Сергей Ковалев, Ирина Хакамада, Борис Надеждин, Николай Травкин, Юлий Рыбаков, Павел Крашенинников, Елена Мизулина… Всего — 31 человек, практически вся думская фракция «Союза правых сил» в Думе. Да-да, была когда-то в Госдуме и такая фракция. Сейчас таких, как говорится, не делают.

Иных уж нет: Немцов и Юшенков убиты, Гайдар и Ковалев умерли своей смертью. А те — далече от Думы. А иные, как Елена Мизулина, хоть и не очень далеко, в Совете Федерации, но уже в совершенно другом политическом лагере, отстаивает не либеральные, а традиционные ценности. Что, кстати, отражено и в паспорте документа: в 2014-м году Елена Борисовна сняла с законопроекта свою фамилию.

Из всего обширного авторского коллектива в Думе остался один единственный инициатор — Павел Крашенинников. Да и он, как известно, давным-давно сменил партийные цвета: с декабря 2003 года Павел Владимирович входит во фракцию «Единая Россия».

Интересно, что инициатором возврата проекта инициатору сам же инициатор и является: решение Совета Госдумы основывается на решении ответственного думского комитета — возглавляемого Крашенинниковым Комитета по государственному строительству и законодательству, — под которым, само собой, стоит подпись Павла Владимировича.

Ну, то есть главный думский госстроитель повторил известный подвиг бескомпромиссного Тараса Бульбы: «Я тебя породил, я тебя и убью». Правда, если гоголевский герой более-менее внятно обосновал мотивы сыноубийства («что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»), то объяснение Крашенинникова никак нельзя назвать исчерпывающим.

Документ подлежит списанию в утиль в связи с тем, что «предусматривает внесение изменений в отдельные положения Уголовного кодекса Российской Федерации, которые утратили силу», гласит решение комитета. Хотя ни одна из перечисленных в законопроекте статей УК, которые предлагалось скорректировать, из кодекса не исчезла. Нет, возможно, какие-то изменения в этих статьях и произошли за время после внесения: 22 года — срок немаленький. Но главное-то осталось: везде по-прежнему фигурирует смертная казнь.

Короче говоря, пока объяснение выглядит не слишком искусным предлогом. Что, впрочем, сути дела совершенно не меняет. Что в лоб, что по лбу. Если бы документ остался в базе, результат был бы тем же самым — нулевым. А с историко-философской точки зрения больше пользы принесло как раз удаление. По факту ведь законопроект давно был похоронен, канул в Лету. Извлекло его оттуда именно решение провести формальные похороны, заставившее вспомнить не только о самом законопроекте, но и о времени, когда он появился на свет. И оценить, ощутить путь, проделанный за это время страной.

Это как если бы вы шли по берегу моря, ни о чем таком не думали, и вдруг набежавшая волна вынесла вам под ноги запечатанную бутылку с помещенной туда древней рукописью. И вы, открыв сосуд, с замиранием сердца разворачиваете полуистлевшую бумагу, пытаетесь разобрать расплывающиеся строки и представить себе автора и его эпоху…

Хотя, пожалуй, более точный образ — не рукопись, найденная в бутылке, а капсула времени. Была прежде в мире такая мода — отправлять «письма в будущее». Особенно широкое распространение она получила в СССР. Послание, предназначенное для будущих поколений, помещалось в водонепроницаемую емкость и закладывалось обычно в основание строящихся зданий, памятников и тому подобные объекты — с указанием, когда, через какое время вскрывать.

Читая сегодня эти письма из прошлого, поражаешься наивной вере их авторов в светлое коммунистическое будущее и в неумолимость прогресса: «Мы верим, что вы превосходно оборудовали нашу прекрасную голубую планету Земля, освоили Луну и высадились на Марсе, что вы продолжаете штурм космоса… Сегодня у вас необыкновенный день — столетие советской власти. Мы горячо поздравляем вас с великим и славным юбилеем. Мы знаем — наше время интересно, ваше — еще интереснее. Мы строим коммунизм, вы живете при коммунизме…»

Авторы законопроекта в коммунизм, понятно, не верили, но наивность была присуща и им. В качестве подтверждения можно привести предвыборную программу «Союза правых сил» образца 2003 года: «Политическая партия «Союз правых сил» идет на выборы с твердым намерением победить. Эта победа нужна не только и не столько политикам либеральных убеждений, сколько народу России. Демократия, реформы и либерализм выгодны каждому гражданину нашей страны… «Союз правых сил» — это партия будущего. Наше время пришло, потому что мы правы».

Как известно, СПС с треском провалился на тех парламентских выборах, и больше в Думу не попадал: третий созыв, 1999-2003 годы, был первым и последним в истории партии. А еще через пять лет закончилась и сама история: в октябре 2008-го «Союз правых сил» объявил о самороспуске. В 2015-м был убит Борис Немцов, в 2020-м — исправлена Конституция, в 2022-м Россия вышла из Европейской конвенции по правам человека… В общем, не плану пошло абсолютно все.

Но в 2001-м основания для надежд у российских либералов, объективно говоря, были. И не такие уж маленькие. Уточним: проект закона об отмене смертной казни был внесен в Думу 4 июля 2001 года. А спустя две недели, 18 июля, президент провел свою первую большую пресс-конференцию, на которой в числе главных своих стратегических целей назвал дальнейшую либерализацию экономики и демократизацию политической жизни.

А вот, например, его ответ на вопрос о том, как Россия будет реагировать на расширение НАТО: «Я лично никогда не говорил об адекватном ответе на возможное расширение НАТО. Вы спросите, пожалуйста, вот в лоб тех, кто так формулировал позицию Российской Федерации. Я ее таким образом никогда не формулировал. Могу вам только сказать, что мы не рассматриваем НАТО как враждебную организацию и не видим трагедии в ее существовании». Более того, Владимир Путин допустил такое решение общеевропейских проблем: «Возможный вариант – включение России в НАТО. Это тоже создает единое пространство обороны и безопасности».

А еще через два месяца, 25 сентября 2001 года, Путин выступил с речью — на немецком языке! — перед депутатами германского бундестага, в которой так описал крах советского режима и концовку холодной войны: «Под воздействием законов развития информационного общества тоталитарная идеология сталинского типа уже больше не могла противостоять идеям свободы и демократии. Дух этих идей овладевал умами подавляющего большинства российских граждан.

Именно политический выбор российского народа позволил тогдашнему руководству СССР принять решения, которые в конечном итоге и привели к сносу Берлинской стены. Именно этот выбор многократно расширил границы европейского гуманизма и позволяет нам утверждать, что уже никому и никогда не удастся развернуть Россию в прошлое».

В общем, интересные были времена. Времена, когда надежды были большими, а тревоги несравнимо меньшими. Сейчас уже и не верится, что такие времена когда-то были. Сейчас таких не делают.

Источник: regnum.ru

Shopping Cart