Эксперт рассказал, нужно ли Москве скоростное метро «как в Стамбуле» — МК

Поделиться

22 января в Стамбуле президент Турции открыл новую линию метро, поезда по которой идут со скоростью до 120 км/ч. Это в полтора раза больше, чем максимальная скорость составов в Московском метрополитене. В обозримом будущем таких линий метро в нашей столице не появится — хотя они были запланированы еще в 1980-х годах. Почему не реализовались советские планы и нужен ли Москве сейчас скоростной метрополитен, выяснил «МК».

Фото: Global Look Press

Линия, которую весьма пафосно открыл Реджеп Эрдоган, будет в течение месяца работать бесплатно. Она ведет из района Кягытхане в аэропорт Стамбул (IST), и дорога между конечными станциями занимает 24 минуты (от ближайшей к аэропорту окраины — станции Гёктюрк — 12 минут). Высокая маршрутная скорость сделала эту линию метро самой скоростной в Европе.

На этом месте москвичам-патриотам становится обидно: неужели Турция (кстати, в свое время именно московские проектировщики активно участвовали в рождении стамбульского метрополитена) настолько опередила российскую столицу? Спешим успокоить — такой вывод сделать из этой новости нельзя. Причем сразу по нескольким причинам.

Причина первая: речь идет не о линии городского метро, а скорее о чем-то вроде аэроэкспресса. А эти поезда на тех участках, где не участвуют в обычном движении городских электричек по стандарту МЦД, развивают те же 120 километров в час. Вообще же даже для подземных железных дорог такая скорость далеко не рекорд: так, для «Евростаров», идущих под Ла-Маншем, скоростной лимит — 160 км/ч. И то не потому что поезда этого класса не могут ехать быстрее, а потому что в тоннеле они делят одно рельсовое полотно с грузовыми поездами и челноками-автовозами.

Скоростной рекорд среди аэроэкспрессов на данный момент принадлежит Шанхаю — там «на вооружении» стоит система MagLev, в которой нет контакта между поездом и рельсами. Скорость в 300 км/ч (это коммерческая — а технический «потолок» еще на 100 км/ч выше) позволяет добираться до аэропорта за 7 минут.

— На высокоскоростных магистралях при длине тоннеля более 10 км ограничений по скорости нет, можно использовать общие для линии скоростные лимиты, — пояснил «МК» сотрудник проектного института, занимающегося разработкой метрополитенов в России. — При этом к тоннелям применяются особые требования — они должны быть большего диаметра, чтобы свести к минимуму перепад давления на въезде и выезде из тоннеля, а также уменьшить сопротивление воздуха во время движения.

Вторая причина, по которой Москва может не завидовать Стамбулу в плане метро — то, что скоростные линии именно что городской подземки у нас проектировались еще в начале 1980-х годов. Тогда планировалось проложить под городом четыре хордовых линии, рассчитанные на 10-вагонные поезда, с увеличенными перегонами и скоростями движения.

«Хорды планировались следующие: Митино-Бутово, Балашиха-Бутово, Мытищи-Внуково, Химки-Люберцы, — отмечает сотрудник проектного института. — Можно видеть, что в Бутово должны были зайти сразу две скоростных хорды плюс Серпуховско-Тимирязевская линия обычного метро. Это было связано с проектом построить Южный вокзал для поездов дальнего следования в районе нынешней станции Битца».

Заметим, что проект Южного железнодорожного вокзала и сам по себе оказался утопическим для своего времени: в середине 1980-х начали прокладывать меридиональную высокоскоростную магистраль (ВСМ) от Ленинграда через Москву до Крыма и Сочи. Для обслуживания этой магистрали и нужен был транспортный хаб в Битце. В начале 90-х годов, после отделения Украины, южный (южнее Москвы) сегмент этой магистрали сразу же был заброшен.

Так вот, о скоростных хордах. Публикации в городских газетах того времени свидетельствуют, что по проекту планировались скорости движения до 100 км/ч. Напомним, сейчас наибольший из стандартных скоростных лимитов в метро — 80 км/ч, он действует на прямых участках при полностью исправном пути и отсутствии каких-либо затруднений на перегоне перед поездом. Фактически, как рассказал «МК» машинист-инструктор Московского метрополитена, поезда с пассажирами идут не быстрее 72 км/ч. Средняя скорость движения в Мосметро составляет от 40 до 50 км/ч, и это один из лучших показателей в Европе.

Проекты хорд не состоялись, прежде всего, потому что в начале 90-х годов на строительство метрополитена денег было мало по всей России. Вспомним — появлялись проекты «легкого метро», «мини-метро»; все эти идеи рождались из необходимости не допускать прецедента строительства «настоящего» метро в Москве без участия федерального бюджета. Логика была простая: стоит хоть километр метрополитена построить на 100% из городского бюджета, и федерального участия в дальнейшем метростроительстве можно не ждать.

Но была и еще одна причина: скоростными можно делать только экспрессные линии, с малым количеством остановок. А московская система всегда гордилась именно частотой расположения станций: от одной до другой часто можно дойти пешком, а не «три года скакать на оленях». И это свойство для городского метро, пожалуй, важнее, чем скорость. А для гонок есть «Ласточки», «Иволги» и другой наземный подвижной состав — где это куда актуальнее.

Источник: regnum.ru

Shopping Cart