Новый министр обороны Германии Писториус удостоился сравнения со Штирлицем — МК

Пример нового министра обороны Германии доказывает: дискриминации мужчин в стране нет. Мужчины вполне могут пробиться в традиционно женские профессиональные сферы. Да-да, работа главой военного ведомства с некоторых пор стала считаться в ФРГ привилегией прекрасного пола. Впрочем, пока, пожалуй, это единственное, о чем с определенностью можно говорить в связи с назначением Бориса Писториуса.

Последним до Писториуса мужчиной на посту министра обороны Федеративной Республики был Томас де Мезьер. И было это в 2013 году. После этого пост последовательно занимали три женщины: Урсула фон дер Ляйен (нынешняя глава Еврокомиссии), Аннегрет Крамп-Карренбауэр и Кристина Ламбрехт. Больше всего, конечно, запомнилась последняя. И не только потому, что, как учил незабвенный Макс Отто фон Штирлиц, запоминаются обычно последние слова и последние впечатления.

Кристина Ламбрехт, объективно говоря, сильно постаралась, чтобы остаться в истории. Точнее сказать, вляпаться. Ни одна из ее предшественниц не сделал так много за столь короткий срок для дискредитации идеи феминизации ведомства. Нет, никто, конечно, не требует от немецких военных министров — и тем более министерш — чтобы они разбирались в военном деле как заправские вояки: должность это чисто политическая. За сугубо военные вопросы отвечает генерал-инспектор бундесвера (ближайший российский аналог — начальник Генерального штаба). С апреля 2018 года пост генерального инспектора занимает Эберхард Цорн.

Но та некомпетентность, которую проявила она, была вопиющей даже для политика. В ходе интервью, которое Ламбрехт дала вскоре после вступления в должность, в декабре 2021 года, ее спросили, может ли она отличить старшего лейтенанта от подполковника (на немецком это звучит очень похоже — «Oberleutnant» и «Oberstleutnant»). И Ламбрехт с детской непосредственностью ответила, что, поскольку она гражданский человек, ей трудно «сразу все запомнить». А когда спустя несколько месяцев в другом интервью вопрос повторился, выяснилось, что память у министра поистине девушкина: она так не научилась различать воинские звания.

Это, понятно, не единственный конфуз. Было и множество других провалов — и, так сказать, коммуникационных, и сущностных. В числе прочего Ламбрех пеняли, например, на полное отсутствие прогресса в деле перевооружения бундесвера: дополнительные деньги из бюджета были на это выделены (100 миллиардов евро!), и выделены давно, еще весной 2022-го, но новых заказов «оборонке» из оборонного ведомства до конца года практически не поступило.

Последней же капелькой в этой чаше стало новогоднее видео, размещенное на ее страничке в соцсети, в котором Ламбрехт со свойственным ей простодушием подвела итоги уходящего года: «В центре Европы бушует война. С этим было связано для меня очень много особых впечатлений, которые я смогла получить. Много, много встреч с интересными, замечательными людьми…» Ролик вызвал настоящий шквал критики в прессе: только ленивый журналист не усомнился в умственных способностях министра обороны.

Собственно, после этого скандала Ламбрехт и подала в отставку. Причиной была названа «сфокусированность СМИ» на ее персоне, которая, мол, не позволяет «объективно освещать и обсуждать» деятельность бундесвера и вопросы, связанные с обороной страны.

Такой фон, конечно, очень облегчает жизнь Писториусу. По крайней мере, в начальный период его министерской деятельности, на «испытательном сроке». Выглядеть некомпетентнее и бестолковее его предшественницы, право, трудно. Как минимум в воинских званиях новый министр обороны вполне разбирается: за плечами у него — единственного в кабинете Шольца — срочная служба в бундесвере. Военная специальность Писториуса — водитель «зенитного танка», ЗСУ «Гепард» (речь идет о тех самых «Гепардах», которые были переданы Украине).

Правда, с тех пор и до минувшего четверга, 19 января, когда Писториус был официально утвержден в новой должности, его жизненный путь с бундесвером не пересекался. Но зато надолго совпал с другой силовой структурой: на повышение он пошел с поста министра внутренних дел и спорта земли Нижняя Саксония, на котором оттрубил почти ровно 10 лет. Писториус заслужил репутацию компетентного и жесткого земельного министра. И даже лестное прозвище «красный шериф». Красный — главный геральдический цвет его партии, СДПГ.

Немецкая пресса находит в Писториусе немало достоинств: опытный политический менеджер, прагматичный, энергичный, напористый… Но не обошлось, как водится, и без скелетов в шкафу. Ну, скелетов, разумеется, по немецким меркам. До начала украинского кризиса даже среди товарищей по своей партии, партии, считавшейся оплотом «путинферштееров» (Putinversteher, нем. — «понимающий Путина») Писториус слыл пророссийским политиком.

Писториус, входящий в правление партии, критиковал прежнего министра иностранных дел, социал-демократа Хайко Мааса за чрезмерно жесткую «российскую» политику. Выступал за отмену антироссийских санкций, аргументируя это тем, что они наносят ущерб самой Германии: «Это должно быть поводом для пересмотра санкций. Если ты не достигаешь поставленных целей, то должен спросить себя, являются ли выбранные инструменты правильными».

Будучи членом бундесрата, де-факто верхней палаты парламента ФРГ (согласно конституции страны, парламент однопалатный), состоящего из представителей земельных правительств, Писториус входил в «группу дружбы с Россией», которая регулярно контактировала с коллегами из российского Совета Федерации.

Наконец, Писториусу «инкриминируют» тесные, почти родственные связи с другим известным немецким «путинферштеером» — экс-канцлером Германии Герхардом Шрёдером, не скрывающим своих дружеских отношений с российским президентом. Известно, что «бывшая» Писториуса, с которой он не так давно расстался, Дорис Шредер-Кёпф, — еще более «бывшая» Шредера, его четвертая по счету жена. Есть даже версия, что именно Дорис и привила Писториусу симпатии к России.

«Не назначил ли канцлер главой бундесвера человека, который преуменьшает угрозу со стороны Путина?» — тревожится таблоид Bild. И первые шаги нового министра как будто подтверждают это предположение. Ну, точнее, заметен пока только самый первый шаг: участие Писториуса в очередном «рамштайне» — регулярной встрече министров обороны стран, поддерживающих Украину, которая прошла на следующий день после его утверждения.

Как известно, участникам встречи так не удалось выработать согласованного решения по вопросу передачи Украине основных боевых танков западного производства. Камнем преткновение здесь, как прежде, является позиция Берлина. Германия в лице Писториуса не только отказалась поставлять на Украину свои «Леопарды», но и не позволила сделать это партнерам по коалиции (реэкспорт оружия невозможен без разрешения страны-производителя).

Однако считать, что с назначением Писториуса в Берлине появился «наш человек», практически второй Штирлиц, было бы, мягко говоря, заблуждением. Во-первых, по словам самого Писториуса, после 24 февраля 2018 года его отношение к России и ее властям резко изменилось. Свои прежние представления он назвал «ложной надеждой, ложной верой». Известно также, что, будучи министром внутренних дел Нижней Саксонии, он запретил публичную демонстрацию в регионе символа спецоперации — буквы Z.

Во-вторых, чтобы избавиться от подозрений в пророссийскости, от нападок прессы, Писториус, скорее всего, вынужден будет вести более «ястребиную» политику — придерживаться подчернуто жесткого курса в отношении Москвы. И соответственно — курса проукраинского. Первый его «рамштайн» в этом смысле — вовсе не показатель. Здесь он просто выполнял директивы, данные канцлером. Совсем не факт, что в дальнейшем он не обретет собственное политическое лицо.

Короче говоря, лучше не мечтать о несбыточном. Никогда он не будет Штирлицем. Не наш человек.

Источник: regnum.ru

Shopping Cart