Работники определенных предприятий могут получить странную отсрочку от армии — МК

Молодым инженерам готовят судьбу айтишников «на минималках». В том смысле, что они, возможно, смогут не служить в армии по окончании учебы, если пойдут работать на предприятия ВПК. Проект такой поправки в закон «О воинской обязанности и военной службе» во вторник был внесен в Госдуму. Инициатива депутатская, но есть нюанс. В числе разработчиков законопроекта сами предприятия ВПК. Правда, «вечную» отсрочку от призыва технарям все-таки не предлагают.

Фото: Global Look Press

«Значительное увеличение государственного оборонного заказа в 2022-2025 годах обострило проблему с дефицитом трудовых ресурсов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, включая предприятия отрасли боеприпасов и спецхимии», — объясняют авторы поправок.

Утолять кадровый голод предлагается отсрочками от призыва. Сразу уточним: речь идет именно о призыве на срочную службу, не по мобилизации.

Схема предложена такая: закончил колледж или вуз, сразу устроился на предприятие ВПК, получил отсрочку, спокойно работаешь. Но есть ряд уточнений: устроиться надо в штат и на полный день, в головное подразделение, а не в филиал, работа должна быть «непосредственно связана с разработкой, производством и сборкой боеприпасов и их компонентов»,  отсрочка предусмотрена «на весь срок работы, но не более пяти лет». 

Последнее, конечно, немного странно. В техникуме, например, учатся около четырех лет. По большинству специальностей срок обучения — 3 года 10 месяцев. Поступают обычно после девятого класса. То есть в среднем в 16 лет, плюс четыре года — 20 лет на выходе. Отсрочку предлагают давать на пять лет. В 20 лет молодой человек приходит на работу в «оборонку», зеленый и толком не понимающий, куда пришел и зачем.  За пять лет проходит закалку, наладку, притирку.  Из молодого специалиста превращается в просто специалиста. А потом отсрочку с него снимают и отправляют в ряды российской армии, оставляя на его месте ту же  кадровую дыру, которую до этого латали отсрочкой. 

С выпускниками вузов история примерно та же: года в 23 выпустился, пошел работать, через пять лет в армию. Призывной возраст-то до 30 лет.

Может быть по ходу рассмотрения законопроект подправят. Тем более, пример есть. Айтишники ведь получили указом президента по сути вечную отсрочку от призыва — пока работаешь айтишником, не идешь в армию. И так на весь призывной возраст. 

Внесли законопроект в нижнюю палату депутаты от ЛДПР. Тут сразу на ум приходит: а не электоральный ли это трюк? Тема броская. Примут — не примут, дело десятое. Нашего человека ведь принято уважать хотя бы за намерение. Зато лидеру либерал-демократов Леониду Слуцкому, который баллотируется от партии, однозначно попытку засчитают в плюс к предвыборной карме.

Политолог Алексей Макаркин предположил, что идея отсрочек для молодых сотрудников «оборонки» — как раз пример политтехнологического маневра и способ привлечь на свою сторону дополнительный электорат.

Но есть одно «но». Инициатива у думцев родилась не в вакууме. Как подчеркнул соавтор поправок, глава комитета нижней палаты по делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР), к разработке законопроекта приложили руку сами представители ВПК. 

Не лишним будет отменить, что представители эти не откуда-нибудь, а из Казани. Как раз в Казань в конце февраля приезжал Владимир Путин: осмотрел производство самых мощных в мире ракетоносцев Ту-160М, полетал на одном из них. Правда, в разработке поправок принимало участие другое казанское предприятие.

Пока на законопроект не поступил отзыв кабмина (тут первую скрипку должно играть Минобороны). Но что-то подсказывает, что идея отсрочек для молодых инженерных кадров если и не пойдет в нынешнем виде на принятие, то уж как минимум будет пристально рассмотрена.

Военный эксперт, главред журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко прогнозирует, что так именно и будет. Но последнее слово, разумеется, за оборонным ведомством.

Это будет решать Минобороны с учетом ситуации с мобилизационным ресурсом, — подчеркнул Коротченко. Но отметил при этом, что Сергей Шойгу сам лично регулярно посещает предприятия ВПК и знает, в каком состоянии кадровый потенциал отрасли, и что кадры имеют ключевое значение для выполнения плана по поставкам вооружений по заданию ведомства в зону СВО.

— Перспектива быть рассмотренными у этих поправок хорошая, — считает военный эксперт. 

Тот факт, что российский ВПК в плане кадров если не голодает, то «недоедает», косвенно подтверждают и слова Владимира Путина.

«Это ведь не просто так, люди пришли и зарплату получают. Там все работают, причём работают напряжённо. Работают в две, а в некоторых местах в три смены», — отметил глава государства во время встречи с тульскими оборонщиками в начале февраля. При этом Путин отмечал, что в «оборонке» на шести тысячах предприятий сейчас трудятся  3,5 млн человек, и только за прошедшие полтора года  было создано 520 тысяч новых рабочих мест. 

И все равно кадров не хватает. Вот и вкалывают в три смены.

Игорь Коротченко перечислил тех, кто отрасли нужнее всего. 

Айтишники, операторы современных станков очень ценятся, сборщики, проектировщики, сварщики, специалисты по 3D-принтерам, аддитивным технологиям, порошковой металлургии, — огласил список дефицитных профессий Коротченко и сразу сделал акцент: просто инженер — это уже не так интересно. Кто реально нужен — хороший высококвалифицированный рабочий, который сможет управляться не просто со станком, а с современной навороченной чипами производственной станцией.

Источник: regnum.ru

Shopping Cart